г. Оренбург, ул. Салмышская, 48/4

Мы в соцсетях

Первый год обучения

Формирование нужного запаса базовых навыков владения телом в художественной гимнастике в первый год обучения.

Первый год начальной подготовки условно разделен на два этапа, каждый из которых завершается квалификационными соревнованиями. Первый этап (сентябрь — декабрь) согласно действующей программе для школы по худ гимн должен окончиться выполнением III юношеского разряда, что возможно при успешном выступлении на соревнованиях по двум видам многоборья: упражнение без предмета и одно упражнение с ним. В связи с этим задачами первого этапа начальной подготовки должны быть:

1. Формирование навыка правильной постановки корпуса, стойки на полупальцах, основных положений рук. Изучение классических позиций рук и ног. Развитие способности координировать движения обеих рук, рук и ног.

2. Выработка необходимых физических качеств: гибкость и эластичность суставно-связочного аппарата и мышц верхних, нижних конечностей и позвоночного столба; общие силовые и скоростные способности; выносливость и координация.

3. Формирование нужного запаса базовых навыков владения телом. Освоение простейших технических элементов: 1) равновесия «ласточка», «казачок», «стрелочка» нога в сторону, равновесия со свободной ногой на пассе и вперед; 2) повороты на 360° на одной ноге разными способами захода (на пассе, свободная нога вперед и назад); 3) прыжки разными способами отталкивания (со сменой ног, «казачок», касаясь, открытый,шагом); 4) простейшие элементы танца (например, полька, приставной шаг); 5) акробатические элементы: кувырки, «колесо», перекаты на полу, «мост», стойки на лопатках и руках и др.

4. Развитие манипуляционных навыков без предмета.

5. Формирование необходимого запаса базовых навыков владения предметом (скакалкой): способы удержания скакалки, передачи, вращения, броски и ловли, прыжки через предмет, этапе.

6. Разучивание соревновательных композиций без предмета и со скакалкой.

Наиболее сложными в решении являются задачи по выработке предметных навыков и разучиванию соревновательной композиции с предметом. Их решение — трудоемкий и длительный процесс, требующий грамотной «постановки рук» и последовательного освоения манипуляционных навыков различной степени сложности. Следовательно, в описываемой методике (которая быта экспериментально апробирована) внимание акцентировано именно на постепенном формировании манипуляционных навыков, сначала беспредметных, а затем предметных.

Основными и необходимыми средствами развития этих навыков — базовых для освоения технических действий с предметами — в рассматриваемой методике выступают комплексы, состоящие из пальчиковых упражнений, манипуляций руки и кисти, кинезиологических и имитационных упражнений.
Данная методика быта разработана с учетом общего количества учебно-тренировочных занятий на первом этапе подготовки, в среднем 50—55 занятий. Первые два занятия отводятся на оценку общего уровня сформированости манипуляционных навыков и развития специальных качеств. Как правило, у девочек 6 — 7 лет, только начинающих заниматься художественной гимнастикой, этот уровень низкий. Поэтому на первых 4 — 6 занятиях гимнастки выполняют комплексы простейших упражнений с акцентом на пальчиковую гимнастику. По мере освоения таких упражнений состав комплексов меняется: место пальчиковой гимнастики занимают манипуляции кистью и всей рукой, а также имитационные упражнения (тренер пояснял детям, каким предметом можно осуществить подобную манипуляцию). Комплексы кинезиологических упражнений также подтверждает свою эффективность. Систематизированное использование подобных программ позволяет сформировать у юных гимнасток «фундамент» из физических качеств и двигательных умений и навыков, которые необходимы для манипулирования предметом.


Прежде чем приступать к освоению манипуляций с предметами, следует повторно провести диагностику навыков и физических качеств. Результаты тестов позволят определить продуктивность уже проведенной и направление дальнейшей работы. Если общий уровень сформированности манипуляционных навыков и развития физических качеств группы окажется высоким или средним, то можно начинать обучение в полном объеме, при этом уделяя некоторое время и беспредметным комплексам упражнений, которые следует постепенно усложнять (как в координационном, так и в кондиционном аспекте). Если результаты тестов покажут низкий уровень, то в тренировочный процесс следует вводить упражнения с предметом в сокращенном объеме, уделяя больше времени формированию беспредметных манипуляционных навыков. В такой ситуации целесообразно постепенно увеличивать долю предметных упражнений за счет сокращения беспредметных. 
Несмотря на то что цель этого этапа — освоение соревновательного упражнения с одним предметом (скакалкой), специалисты, учитывая особенности развития и переноса двигательных навыков, рекомендуют вводить в тренировочный процесс упражнения и с другими предметами художественной гимнастики (мяч, обруч, булавы) уже на рассматриваемом этапе. Также возможно использование и других предметов различных размеров и масс (например, теннисные мячи). Обучение действиям с данными предметами следует начинать со способов их захвата и удержания, затем переходить к балансовым: движениям предмета вместе с рукой и телом гимнастки, тем самым формируя у нее необходимые тактильные и проприоцептивные ощущения предмета. 
Эффективным средством развития манипуляционных навыков у детей этого возраста будут игровые упражнения с предметами, парные, групповые и командные передачи, переброски и различные взаимодействия с предметами. Кроме приведенных выше средств, непосредственно вовлекаемых в учебно-тренировочный процесс, родителям занимающихся рекомендуется в досуговое время применять разные игры и техники, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы, вырезание фигур из бумаги, бисером плетение, макраме и т. п.). 
Длительность периода, за который юные гимнастки достаточно освоят базовые манипуляционные навыки с предметом, может варьироваться от 10 до 20 занятий. Навыки могут быть не доведены до совершенства, однако гимнастка должна иметь точное представление о том, как технически выполнить каждый конкретный элемент. Только в этом случае можно переходить к следующему этапу — специальной технической подготовке, подразумевающей разучивание соревновательной композиции с предметом. Разумеется, в тренировочном процессе сохраняют свое место базовые предметные и беспредметные комплексы, но они постепенно видоизменяются, становятся сложнее и динамичнее. 
К концу первого этапа, а именно к первым соревнованиям, следует снова оценить успешность освоения манипуляционных навыков и развития физических качеств. К этому времени дать объективную оценку проведенной работе кроме уже применяемых тестов может контрольное выполнение соревновательной композиции с предметом, которую проверяет тренер. От результатов этих испытаний зависит допуск гимнастки к соревнованиям.


Таким образом, ключевой момент описываемой методики — постепенное освоение манипуляционных навыков, от простейших беспредметных до сложных предметных. Введение предметных действий в занятия должно происходить только после достижения достаточного уровня выработки беспредметных навыков, что определяется с помощью специально разработанного комплекса тестов. Установлено, что присутствует в тренировочном процессе не только одного (соревновательного) предмета, но и других является надежной предпосылкой для формирования специфического для художественной гимнастики «чувства предмета». К изучению соревновательной композиции с предметом следует приступать, когда все базовые элементы, которые составляют композицию, будут достаточно освоены гимнастками. Допуск к первым соревнованиям осуществляется по результатам очередного тестирования и итогам контрольного выполнения соревновательной композиции с предметом. На протяжении всего этапа важно уделять внимание формированию беспредметных манипуляционных навыков. Эффективность приведенной методики была доказана педагогическим экспериментом.